Новости сайта
Статьи
Обслуживаемые и не обслуживаемые аккумуляторные батареи
Аккумуляторные батареи делятся на две большие группы: обслуживаемые и необслуживаемые. Конструктивная разница заключается лишь в доступности «внутренностей»: обслуживаемые батареи позволяют открывать банки, проверять их содержимое и доливать кислоту/дистиллированную воду. В необслуживаемых банки запаяны общей пластиковой крышкой.
Откуда берется эта разница? Почему в необслуживаемых не нужно ничего доливать и почему необслуживаемые обычно дороже? Многие производители хитрят, просто заклеивая обслуживаемые банки наклейкой и называя аккумулятор необслуживаемым, хотя он таковым не является. Вообще наличие пробок на крышке не всегда указывает на обслуживаемость: просто заклеивая их производитель настойчиво намекает, что внутрь лезть не нужно.
Принципиальная разница заключается в присадках и материале изготовления пластин. Дело в том, что абсолютное большинство батарей имеет пластины, изготовленные из свинца с примесью сурьмы. С ней свинец становится прочнее, но есть и недостатки: кислота в аккумуляторе становится склонной к гидролизу с активным выделением водорода и кислорода при зарядке и разрядке. Именно поэтому сурьмяные аккумуляторы нужно обслуживать.
В качестве присадки вместо сурьмы используют кальций. Кальциевой может быть одна или обе пластины. Соответственно аккумулятор называется кальциевым или кальций-кальциевым. Замена сурьмы кальцием позволила сделать аккумуляторные пластины более прочными. Более того, кальций снизил гидролиз воды, и в цикле зарядки/разрядки. Такому аккумулятору обслуживание не нужно.
Нужно внимательно заряжать
То, что аккумулятор необслуживаемый, создает некоторые тонкости при использовании. Не меньше половины таких аккумуляторов имеют заваренные ультразвуком пробки, накрытые сверху крышкой, которая, к слову, может составлять единое целое с пробками. Поэтому нарушать режимы зарядки и разрядки нельзя: если произойдет гидролиз электролита, восстановить его уровень не будет возможности.
При глубокой разрядке добавляется сульфатация, с которой не может справиться обычное зарядное устройство. Поэтому несколько глубоких разрядов и зарядка в неправильном режиме и аккумулятор может придти в негодность.
Для необслуживаемых аккумуляторов лучше использовать так называемые интеллектуальные зарядки. Среди таковых образцовыми являются шведские устройства CTEK. Если обычная зарядка представляет собой трансформатор с выпрямителем, то CTEK – это устройство с микропроцессорным управлением выходного тока со сложным алгоритмом.
Принципиальное отличие CTEK – несколько оптимальных последовательных режимов зарядки, очень высокая безопасность и точность выходных параметров. На каждом этапе CTEK проверяет, как аккумулятор отзывается на процесс зарядки, т.е. если его замкнуло, то ничего страшного не произойдет: устройство просто отключится и включится вновь только вручную.
В отличие от обычных устройств, подобное имеет режим десульфатации – глубоко разряженный аккумулятор начинает «лечиться» импульсным током. Это полезно как старым, так и относительно новым аккумуляторам, которые подверглись глубоким разрядам. Зарядка в щадящем режиме не создаст проблем для необслуживаемых аккумуляторов с запаянными банками.
Несколько правил
- Свинцовый аккумулятор нельзя полностью разряжать и хранить в таком состоянии
- Автомобильный аккумулятор всегда должен быть полностью заряжен
- Десульфатацию можно произвести импульсным током, т.е. с помощью зарядных устройств с микропроцессорным управлением
«Предыдущая статья Ремонт и восстановления литих дисков: современные технологии |
Следующая статья» |