Новости сайта
Статьи
Финансирование работ цикла «исследование-производство» в сельском хозяйстве
В настоящее время в регионах РФ только зарождаются механизмы масштабного распространения новшеств в аграрном производстве , которые более чем в 120 странах мира реализуются сельскими консультационными и обучающими службами. При этом наиболее острой проблемой до сих пор является финансирование деятельности этих служб. Многие региональные лидеры пока не очень охотно решают эти вопросы.
Итоги деятельности прикладной науки и высшего образования, к сожалению, не отвечают требованиям аграрного производства, и это аналогично связано с необходимостью разработки и реализации новых механизмов финансирования их деятельности. Преподаватели должны участвовать в научных исследованиях, а ученые - в подготовке высококвалифицированных кадров. Как и те, так и другие должны участвовать во внедрении новшеств. Опыт аграрных университетов Канады, Соединенных штатов, Шотландии и других стран это подтверждает. Хотя возможны и другие варианты обеспечения связи науки с высшим образованием и производством, которые реализуются, как правило, за счет применения специфических механизмов финансирования этих работ. В Дании, например, прекрасно все скоординировано.
Влияние на науку, образование, включая среднее специальное, консультационную деятельность оказывает Фермерский союз, который обеспечивает заметный вклад в финансирование работ цикла «исследование-производство». Наиболее активные представители фермеров участвуют во всех комиссиях, принимающих решения по материальному обеспечению перечисленных выше работ.
Исследования показали, что, с одной стороны, все отмеченные российские проблемы также целесообразно решать в единстве цикла работ «исследование-производство» и в первую очередь исходить из необходимости развития интереса к этому процессу отечественных аграрных производителей и повышения интереса и ответственности за это органов управления АПК субъектов РФ. С другой стороны, аграрное производство обусловлено зональными агроклиматическими условиями, поэтому на необъятных просторах РФ могут быть наиболее эффективны механизмы государственной поддержки аграрной науки и инновационной деятельности, реализуемые на уровне субъектов России. Объемы поддержки не регламентируются условиями членства в Всемирной торговой организации и не требуют централизованного регулирующего воздействия на уровне страны, как, например, меры «желтой корзины». («Желтая корзина» подразумевает адресную бюджетную поддержку сельхозпредприятий, конкретные дотации, льготы).
Поэтому ожидается, что, придав необходимый импульс развитию региональных консультационных и обучающих служб на уровне Федерации, обеспечить поэтапную передачу от центра к территориям полномочий по развитию прикладной аграрной науки, систем информационной, консультационной и обучающей поддержки инновационного развития аграрного бизнеса в их взаимосвязи в рамках субъектов России. При этом предлагается переходить к следующему:
- предоставлению на конкурсной основе заказов и грантов вузам и творческим коллективам (с участием НИИ и других научных организаций) на проведение научных исследований, предусматривающих использование получаемых новшеств в учебном процессе и в инновационной деятельности региональных сельских консультационных и обучающих служб;
- целевой адресной поддержке аграрных товаропроизводителей на конкурсных условиях в форме безвозмездных субсидий по наиболее эффективным из представляемых ими проектам, предусматривая финансирование консультационной и обучающей их под-
сдержки и частично - покрытие расходов аграриев на реализацию инновационных проектов;
- обеспечению влияния представителей аграриев и их профессиональных организаций на конкурсный отбор предложений по прикладным научным исследованиям и адресной поддержке аграриев, постепенному вовлечению их в софинансирование данной деятельности.
Все это можно реализовать на основе создания региональных государственных некоммерческих фондов развития с/х с межрайонными отделениями. Средства этих фондов предлагается формировать ежегодно за счет средств регионального бюджета и субсидий из федерального бюджета в соответствии с целевыми программами развития сельского хозяйства субъекта РФ и Государственной программой развития сельского хозяйства. При этом пособие федерального бюджета должна осуществляться на паритетных началах с региональным бюджетом, но в пределах, например, не более 5 млн. руб. для каждого субъекта РФ. Через три года должно вступить в действие правило софинансирования этого фонда со стороны аграриев и их профессиональных организаций в объеме сначала не менее 5% от общего объема средств, затем в объеме 7% и позднее в объеме 10%.
Думается, что такой или чуть больший уровень софинансирования будет достаточен для повышения ответственности аграриев за использование всех средств фонда. Дальнейшее повышение степени участия аграриев в формировании данного фонда может оказаться нецелесообразным, потому что именно этот вид поддержки не регламентируется условиями членства во Всемирной торговой организации.
Решения по финансированию конкретных научных и проектно-технологических ее к их работ, передаче их результатов на тиражирование сельским региональным консультационно-информационным службам принимаются на основе положения о конкурсе заявок на проведение научных и проектно-технологических работ конкурсной инновационной комиссией данного фонда, состоящей из представителей: аграрного бизнеса и их общественных организаций (40% голосов). Причем по мере увеличения софинансирования с их стороны и приобретения навыков принятия решений роль аграрного бизнеса можно повышать органа управления с/х субъекта Российской Федерации (20% голосов), сельской региональной консультационно-информационной и обучающей службы (20% голосов), аграрной науки и высшего образования (20% голосов).
Решения по целевой адресной материальной и консультационной поддержке представителей аграрного производства принимаются комиссиями при межрайонных отделениях фонда, в составе которых, наряду с работниками фонда, имеется не менее 30% представителей аграрного производства и сельских общественных организаций и 20% представителей сельских консультационных центров (межрайонных и районных подразделений региональной сельской консультационно-информационной и обучающей службы). Причем распределение средств производится в рамках мероприятий и объемов их финансирования, определенных региональным и целевыми программами развития с/х.
Главными условиями эффективной деятельности предлагаемых региональных фондов будут следующие: предоставление фондам права на изъятие у реципиентов средств, расходуемых с отклонением от проектов, прекращение их финансирования, неоплату научных и иных работ при невыполнении задания и т.п.
Сохранение за фондом возвращенных средств без корректировки последующих поступлений на величину остатка, образующегося по финансовому году, чтобы можно было финансировать другие проекты и заказать невыполненную научную тему у других исполнителей отказ от приравнивания остатков фондовых средств по финансовому году к прибыли и, соответственно, от обложения их налогом на прибыль.
Таким образом, создание и организация деятельности единого регионального фонда развития сельского хозяйства видится тем главным звеном в решении проблем повышения эффективности отраслевой науки, высшей школы и консультационной деятельности, за которое можно будет «вытащить всю цепочку» этих проблем.
«Предыдущая статья | Следующая статья» |